Франшиза аптеки

В России широко распространено самолечение, из-за чего граждане покупают массу лекарственных препаратов. Аптечный бизнес считается одним из самых доходных и стабильных, но войти в него сложно. Нужно досконально разобраться в этой сфере.

Типы аптек

Перед началом фармбизнеса надо выбрать тип торговой точки. Типы и формы аптечных организаций в Российской Федерации регулируются законодательно: Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций».

Аптека, аптечный киоск и аптечный пункт

Больше всего возможностей перед бизнесменом открывает аптека. Здесь разрешено реализовывать лекарства, делать препараты по рецептам, оказывать медицинскую помощь. Она включает: торговый зал, склад, отдел приемки лекарств, хозяйственное помещение, комнату отдыха для сотрудников, кабинет руководителя и санузел. Общая площадь должна быть не менее 90 м2.

Площадь аптечного пункта может быть от 70 м2, не предусмотрен кабинет руководителя. Аптечные пункты не могут реализовывать диагностические средства, предметы ухода за детьми, специальное белье, аптечки медпомощи, очки, косметику и сильнодействующие лекарства. Рядовой покупатель, скорее всего, не заметит разницу между аптекой и пунктом, но для владельца бизнеса различие может быть ощутимым.

Аптечный киоск имеет одну важнейшую особенность: в нем нельзя продавать лекарства по рецепту. Это большой минус, так как рецептурные препараты составляют большую долю в выручке аптеки.

Аптека на колесах

Аптеки на колесах — это передвижной аптечный киоск. Может обеспечивать лекарственными препаратами отдаленную местность, где нерентабельно устанавливать стационарный аптечный пункт. Согласно Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность разрешена только по лицензии. А получить ее для работы аптеки на колесах может быть сложно, так как трудно обеспечить условия хранения лекарств. Рентабельность такого бизнеса тоже под вопросом.

Что из себя представляет интернет-аптека

Это дистанционная витрина. Покупатель может выбрать препарат и заказать его, но забрать покупку он должен в обычной аптеке. Интернет-аптека — не магазин в традиционном понимании, в ней нет доставки. Открыть ее можно, если есть стационарный магазин, торговля только через сайт незаконна. Сейчас в Госдуме рассматривают законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом», который легализует интернет-торговлю лекарствами, но срок принятия законопроекта неизвестен.

Выбор франшизы аптеки

Нужно изучить все предложения на фармацевтическом рынке, определиться, сколько инвестиций готовы вложить. Понять, какие аптеки наиболее надежны и перспективны в развитии и что предлагают для франчайзи. Важной будет узнаваемость аптечной сети в регионе. Если название сети незнакомо покупателям, будет сложно завоевать их доверие и много продавать.

Требования к франчайзи существующих компаний франчайзеров

Компании-франчайзеры выдвигают разные требования к будущим франчайзи. Среди стандартных: получение лицензии и оборотный капитал. Разные компании ставят условия: это может быть закупка препаратов только у дистрибьюторов-партнеров фирмы, покупка определенного помещения или готовность вложить большую часть средств в оформление торговой точки.

Какой формат выбрать

Нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Кто будет составлять основную часть клиентов?
  2. Где будет располагаться аптека?

Будет ли это полноценная аптека или аптечный киоск, какой ценовой сегмент выбирать, какой ассортимент лекарственных препаратов нужно будет поддерживать? Необходимо все перевести в цифры, чтобы четко понимать, какая форма бизнеса выгоднее.

Какие условия открытия аптеки по франшизе у разных компаний

Условия открытия франшизы у аптечных сетей могут существенно отличаться. Фирмы могут менять условия для будущих партнеров. Например, если сеть заинтересована в развитии в регионе, могут сделать более выгодное предложение для покупки франшизы.

Все компании дают своим партнерам маркетинговую поддержку и помогают в развитии бизнеса. Это не значит, что можно расслабиться: работать все равно придется много, но можно избежать массы ошибок с этой поддержкой.

Франшиза аптеки «36,6»

Франшиза этой аптечной сети привлекательна из-за небольших инвестиций на старте. Срок окупаемости в среднем составляет от 1,5 до 2 лет. Инвестиции на старте:

  • паушальный взнос 1000 $;
  • оплата аренды помещения;
  • ремонт в соответствии с корпоративными стандартами;
  • закупка фирменного и технического оборудования для торговли.

В среднем на старте нужно будет вложить около двух миллионов рублей. Новый партнер компании сам выбирает подходящее помещение (от 30 м2) и ищет персонал. Франчайзер же предоставит дизайн-проект в соответствии с корпоративным стилем, проведет обучение. Сеть также организовывает для своих партнеров поставки от постоянных поставщиков и помогает формировать ассортимент для аптеки.

Внимание! С 1 ноября 2015 года аптека не заключает договора франшизы.

Аптека «PHARMA Distribution Group»

Франшиза выглядит еще выгоднее из-за отсутствия вступительного взноса и роялти. Сеть дает собственное программное обеспечение для работы аптеки. Но договор накладывает на новых партнеров жесткие ограничения: закупка лекарств у других дистрибьюторов невозможна. Требования к франчайзи: наличие всей документации для ведения бизнеса, лицензии, стартовые инвестиции от 500 000 рублей.

Аптека «Ригла»

Конкурентное преимущество франшизы «Ригла» в том, что сеть сама оплачивает федеральные рекламные кампании. «Ригла» — одна из крйпнейших аптечных сетей.

Необходимые инвестиции: от 2 до 5 миллионов рублей. Вносится паушальный взнос 150 000 рублей, закупаются препараты на сумму от одного миллиона. Нужно купить оборудование, мебель и вывески. Роялти нет. В сети льготные цены для покупки лекарственных препаратов, есть контакты проверенных поставщиков.

Требования к франчайзи: лицензия, подходящее под стандарты сети помещения, оборотный капитал. Заниматься рекламой в своем регионе, закупать мебель и оборудование придется самому. Сеть обещает окупаемость в течение двух лет.

Аптека «120/80»

В аптеках сети «120/80» можно проконсультироваться с опытным врачом. Он может выбрать комплекс лекарств для посетителя.

Первоначальный взнос составляет 150 тысяч рублей, роялти – 2%. Новый партнер обязан инвестировать на первом этапе не менее 600 тысяч рублей в свой бизнес. Компания помогает в выборе помещения, дает контакты всех поставщиков сети и обещает окупаемость уже через 8 месяцев после открытия.

Аптека «А5»

Франшиза «А5» предполагает вариант продажи торговой точки самой сети на оговоренных условиях. Подход — нестандартный для российского рынка. Условия франшизы следующие: 1000 $ паушального взноса, роялти нет. Оплачивать товар можно после розничной продажи, поставляет его сама компания. Первоначальные инвестиции оставляют более 300 тысяч рублей.

Аптека «Эвалар»

Для покупки франшизы этой аптечной сети необходима лицензия на ведение аптечной деятельности. Нужно арендовать помещение с максимальной проходимостью и обеспечить оборот не менее 1 миллиона рублей в месяц.

Паушальный взнос 5000 рублей, роялти 0,1 % от продажи препаратов Эвалар. На первоначальном этапе надо купить товары на сумму не менее 75 тысяч рублей. Еще компания оплачивает фирменную вывеску и внешнее оборудование.

Сравнительная таблица франчайзинговых предложений

«36,6» «PHARMA Distribution Group» «Ригла» «120/80» «А5» «Эвалар»
Инвестиции От двух миллионов рублей От 500 000 рублей, нет паушального взноса 2-5 миллионов рублей, паушальный взнос от 150 000 рублей От 600 тысяч рублей, паушальный взнос — 150 тысяч рублей. От 300 тысяч рублей От 75 тысяч рублей, паушальный взнос 5000 рублей
Роялти Не предусматривается Не предусматривается Не предусматривается 2% Не предусматривается 0,1 % от реализации препаратов «Эвалар»
Срок окупаемости От 1,5 до 2 лет От 12 до 15 месяцев 2 года 8 месяцев 2 года от 1 года
Закупка продукции Сеть организовывает закупки от своих поставщиков, можно выбрать других дистрибьюторов Закупка лекарств  только у самой сети Сеть рекомендует поставщиков и дает льготные цены Дает контакты поставщиков, ограничений не накладывает Товар поставляет сама компания, оплата после реализации Предоставляет лекарственные препараты собственного производства, ограничений на работу с другими поставщиками нет
Маркетинговая поддержка Есть Есть Есть Есть Есть Есть
Обучение Обучает франчайзи и руководящих сотрудников Предусмотрено Обучает сотрудников Обучает франчайзи Предусмотрено Предусмотрено

При выборе компании-партнера нужно ориентироваться не только на сроки окупаемости и размер инвестиций. Нужно изучить отзывы, пообщаться с действующими франчайзи и объективно оценить свои силы. При покупке франшизы работать придется так же много, как и при самостоятельном открытии аптеки. Расскажите в комментариях, какая франшиза лучше по вашему мнению?

No products were found matching your selection.
Франшизы и бизнес
Logo
Корзина покупок